20 февраля 2013 года на факультете социологии состоялся первый семинар весенней сессии «Научных сред», организованный при поддержке Совета молодых ученых факультета социологии СПбГУ и Центра изучения Германии и Европы. В рамках семинара «Конструирование «другого» и практики социального исключения» прозвучали доклады Александра Кондакова (ЦНСИ) «Производство «другого» в государственном дискурсе: гомосексуальность в СССР и современной России» и Александры Дмитриевой (СПбГУ) «Удобный враг»: государственная политика социального исключения потребителей наркотиков.

Мой доклад был основан на текущем исследовании, фокусирующемся на связи сексуальности и социального гражданства. Свободное общество – это не политическая метафора и не государственный проект. Свободное общество – это набор практик, осуществляемых гражданами без препятствий со стороны государственных и негосударственных властных институтов. Эти институты могут способствовать реализации таких практик, а могут создавать барьеры на пути их реализации. Сексуальность является той сферой человеческой деятельности, в которой государственные институты работают с особым усердием: через механизмы, репрессивные к некоторым видам сексуальности, правительства пытаются определить моральные границы нации. Вырабатывая дискурсивные образы «хорошего гражданина» и «преступного другого», власть подает гражданам
сигналы о том, как им следует себя вести, что делать и при каких обстоятельствах. Однако было бы наивно думать, что такая политика действительно работает: люди ведут себя так, как от них ожидается. В сложном процессе интерпретаций, институциональных переработок и реализации повседневных практик государственная политика приобретает новые черты, раскрытие которых является работой по анализу системы (социального) гражданства.

На трех уровнях анализа можно увидеть разные черты этой системы гражданства:

  1. Государственный дискурс: политические речи, законы, продвижение идеологии;
  2. Институциональные интерпретации: реализация законов, правоприменение, идеологические споры;
  3. Повседневные практики: поведение людей на публике, соблюдение правил и норм, возможности артикулирования собственного опыта.

В качестве примера предлагается обсудить процесс конструирования сексуализированного гражданства в СССР и России: какие черты свойственны идеологии в области сексуальности; как интерпретируют эти черты властные институты (милиция, суды, рынок); какие практики осуществляются гражданами и как они меняются в зависимости от трансформации институциональных и идеологических рамок. Наиболее очевидным примером станет конструирование гомосексуальности в СССР и России.

Видео вКонтакте

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s